Выполнение этих несложных упражнений на уроках вместо физ. минуток принесёт максимум пользы ученикам.
1. « Думающая шапочка» (Э. Баллингер). Кому понравится, чтобы его тянули за уши? Но если ты сам себя потянешь за уши – конечно, осторожно, - это может принести пользу. Указательными и большими пальцами рук потяни за края свои уши в стороны, как будто хочешь их распрямить. Начинай с верхнего края уха и иди вниз до мочки. После 15 –кратного потягивания ушей ты сможешь лучше и внимательнее слушать.
* При выполнении упражнения дотрагиваются до акупунктурных точек, которые в основном стимулируют восприятие и понимание на слух. Упражнение способствует повышению внимания. Улучшению слуха и речи. Активизации памяти.
2. « Колыбель для слонёнка» (Э. Баллингер). Представь, что ты слон: с большими ушами, длинным хоботом и сильными ногами, которые твёрдо стоят на земле. Слоны часто медленно раскачивают своим телом туда – сюда. Повтори это движение: прижми своё ухо к плечу, а теперь покачивай верхней частью туловища, при этом голова и руки плавно и свободно движутся в воздухе – так, что возникает лежащая восьмёрка. Твоя вытянутая рука будет хоботом, который прочно сросся с головой. Начинай делать восьмёрки с места их переплетения движением вверх. Глаза смотрят на пальцы рук и над пальцами вдаль. Сделай это упражнение и другой рукой.
* Между восприятием звука и мускулами шеи существует доказанная наукой связь. При выполнении этого упражнения расслабляется мускулатура шеи, улучшается восприятие на слух, улучшается чувство равновесия, актуализируются скрытые речевые возможности. Упражнение выполняется по 10 раз в каждую сторону.
3. «Лежащая восьмёрка» ( Э. Баллингер). Если при чтении и письме ты часто путаешь буквы, тебе будет полезно выполнять простое упражнение. Вытяни руку, которой ты пишешь, и напиши ею в воздухе большие лежащие восьмёрки. Теперь другой рукой, потом двумя руками. Вытягивай руку дальше – твои восьмёрки должны стать большими. Место пересечения твоей восьмёрки должно находиться перед тобой – между глазами! Следи глазами за линией движения кончиков твоих пальцев! Можно делать это упражнение под музыку.
* Упражнение способствует различению и запоминанию символов, облегчает расшифровку письменного языка, улучшает координацию и центровку тела, помогает писать независимо от связанных с этим процессом стрессов. Упражнение следует выполнять в течение 3 – 5 минут.
4. « Бравый солдат и тряпичная кукла». Взрослый поочерёдно даёт команды: «Бравый солдат!», «Тряпичная кукла!». По первой команде дети должны стать по стойке «смирно»: спина прямая, плечи расправлены, руки опущены по швам, ладони сжаты в кулаки – все мышцы напряжены. По второй команде дети максимально расслабляют мышцы и слегка покачиваются, стоя на месте.
* Упражнение способствует саморегуляции, помогает снять напряжение.
5. «Спокойное дыхание». Детям предлагают встать или сесть удобно, расслабив мышцы тела. Положить руку на диафрагму и спокойно подышать 1 – 2 минуты следующим образом: вдох – носом, короткий, живот надувается; выдох – через слегка приоткрытые губы, медленный, плавный, живот сдувается.
* Упражнение помогает снять мышечное напряжение, тревогу, сосредоточиться перед сложной работой.
6. «Концентрация мыслей» ( упражнение из йоги пальцев). Детям перед письменным упражнением предлагается несколько раз выполнить демонстрируемые учителем движения. Средние пальцы обеих рук сгибаются и прижимаются к ладоням. Остальные одноимённые пальцы левой и правой руки соединяются в выпрямленном положении. При этом указательные и безымянные пальцы соединяются между собой над согнутыми средними пальцами. Удержать пальцы в таком положении 3- 4 секунды, раскрыть ладони, затем снова соединить пальцы.
* Согласно учению Аюверды, упражнение способствует покою и концентрации мыслей.
7. «Черепаха». Пальцы правой руки смыкаются с пальцами левой руки как будто в замок, но кисти соединять не надо. Большие пальцы обеих рук подушечками соединяются друг с другом. Удерживать 3 – 4 секунды, раскрыть ладони, а потом снова соединить пальцы.
* Упражнение полезно при астенизации и переутомлении.